РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Правильное дыхание важно для развития речи. Дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи. Развитие речевого дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями.
Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает чëткое произношение звуков.
У дошкольников с речевыми нарушениями наблюдается малый объëм лëгких, слабая дыхательная мускулатура, слабый вдох и выдох, что ведëт к тихой, едва слышной речи. Ребенок зачастую выдыхает весь запас воздуха на первом слоге, затем договаривает фразу или слово шëпотом, нередко не договаривает вообще, что указывает на неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. Не правильно распределяет дыхание по словам, делает остановки в середине слов. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе приводит к слабому выдоху или неправильно направленной выдыхаемой воздушной струе, которая приводит к искажению звуков.
Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо научить его правильно дышать. Правильное дыхание – это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох.
Хорошее фонационное дыхание обеспечивается при соблюдении следующих требований:
- вдыхать глубоко носом и ртом;
- вдыхать бесшумно (незаметно);
- не перебирать дыхание при вдохе;
- пополнять запас воздуха при малейшей возможности ( и незаметно);
- не задерживать дыхание в паузах;
- не расходовать весь запас воздуха, чтобы не захлебнуться.
Диафрагмально-рëберное дыхание является оптимальным для осуществления речевого акта.
Для развития этого типа дыхания выполняются специальные упражнения.
При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:
-не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
-одежда не должна стеснять движений;
-не заниматься сразу после приема пищи;
-не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии;
- следить, чтобы ребëнок не напрягал мышцы в области шеи, рук, груди, живота;
- следить, чтобы не надувались щëки.
Рекомендуется начать с игровых упражнений:
- дуть через соломку в стакан с водой;
- надувать воздушные шары;
- дуть на вертушки;
- пускать мыльные пузыри;
- дуть на одуванчики, снежинки, пух и т.д.
Упражнения для формирования диафрагмального выдоха
Ребенок набирает воздух через нос, выдох у него - длительный и плавный. После выдоха перед новым вдохом делает остановку на 2-3 секунды. Упражнения повторяются 3-5 раз.
Ребенок находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2-3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.
«Кораблики»
Ребенку предлагаем широкую емкость с водой, а в ней - бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребенок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».
«Подуй на свечку»
Ребенок держит полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Предлагаем ему медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось.
«Снег и ветер»
Из маленьких кусочков ваты скатываем небольшие шарики – «снег» и выкладываем на столе, либо на ладони. Ребенку предлагаем дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться.
«Лопнула шина»
Ребенок делает легкий вдох, выдыхая, показывает, как медленно выходит воздух через прокол в шине. На выдохе произносит медленно звук «ш-ш-ш».
«Накачать шину»
Ребенку предлагаем накачать «лопнувшую шину». Он «сжимает» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.
«Воздушный шар»
Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха ребенок произносит звук «ф-ф-ф».
«Жук жужжит»
Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, ребенок произносит «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, делает непроизвольно вдох.
«Ворона»
Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, ребенок произносит протяжно «К-а-а-а-р». «Ворона» медленно спускается с дерева на землю. Занимая исходное положение, делает непроизвольно вдох.
«Дровосек»
Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6—8 раз.
«Комарик»
Исходное положение: сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик — «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.
«Загнать мяч в ворота»
(выработка длительной, направленной воздушной струи). Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.
Формирование правильного речевого дыхания позволяет: сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков, увеличить количество произнесенных слов на выдохе, выработать четкую и внятную речь, достичь координации дыхания, речи и движений, повысить эффективность коррекции звукопроизношения.